ICC Ukraine ICC Ukraine  
 
TRANZIT.net.ua
   

 
ООО "Фирма "Транзит"

RUS | ENG
О нас
Клиентам
Партнеры
Сертификаты
Обратная связь
Контакты

 
Новости отрасли
ЖД транспорт
ЖД пассажирские
ЖД грузоперевозки
Авиатранспорт
Автотранспорт
Водный транспорт
Гор транспорт
Экономика


 
Популярные статьи


 
Наш опрос
 

TRANZIT.net.ua » Аналитика » Тоннель под Босфором: турецкий прорыв

Тоннель под Босфором: турецкий прорыв

5 марта 2009 просмотров: 6059

Начатое пять лет назад строительство подводного тоннеля под проливом Босфор в Стамбуле идет полным ходом. Реализация так называемого проекта «Мармарай» должна завершиться в 2011 г., курсирование поездов планируется открыть в 2012 г. В феврале были пробурены первые подходные тоннели, ведущие к подводной «трубе», установка которой была закончена в октябре 2008 г.

Проект стоимостью $3,5 млрд., реализующийся под руководством министерства транспорта Турции, финансируется за счет займов Японского банка международного сотрудничества, Европейского инвестиционного банка и Совета Европейского банка развития. Инженерные работы возложены на Avrasyaconsult, совместное предприятие под руководством японской Pacific Consultants International of Japan.

Помимо самого 13,6-километрового тоннельного соединения «Мармарай» включает модернизацию существующих железнодорожных коммуникаций на обоих берегах Босфора. В рамках проекта планируется создание междугороднего сообщения с высокой пропускной способностью длиной 76,3 км между городами Хелкали на европейской стороне и Гебзе в Анатолии.



Тоннель под Босфором: турецкий прорыв















Кроме того, в рамках проекта предусматривается строительство трех подземных станций, а также реконструкция или сооружение еще 37 станций на поверхности. Планируется уложить или обновить около 250 км путей и электрооборудования. Вдобавок к этому будут построены два новых депо для обслуживания парка сочлененных электропоездов.

В целом проект разделен на три основных контракта. Тоннель под Стамбулом и проливом включены в контракт BC1. Контракт CR1 охватывает инфраструктуру и путевые работы на 66 км поверхности, все железнодорожные системы, электрическое и сигнальное оборудование, а CR2 относится к закупке нового подвижного состава.

Контракт BC1 в июле 2004 г. достался японско-турецкому совместному предприятию. Работы начались в августе того же года, и, как предусматривалось изначально, должны были занять 56 месяцев. Для реализации CR1 в марте 2007 г. был выбран AMD Rail Consortium в составе французской Alstom, японской Marubeni и турецкой Dogus - начальные работы и проектирование было начато уже в июле. А в ноябре 2008 г. поставщиком подвижного состава определили компанию Hyundai Rotem.

Сооружение железнодорожного тоннеля под проливом оказалось довольно сложным с геологической точки зрения. Босфор находится в сейсмически активной зоне - всего в 16 км к югу от него в Мраморном море находится Северо-Анатолийский разлом. Согласно данным минтранса Турции, в ближайшие 30 лет вероятность землетрясения силой 7,5 баллов по шкале Рихтера составляет 65%. В самом же проливе, являющемся одним из самых загруженных в мире судоходных каналов, наблюдаются двухуровневые течения со скоростью шесть узлов.

В результате геологических исследований, проведенных в 1985-87 гг. и повторенных в 2002-2004 гг., было определено наиболее опасное место. Риск расплавления существует на 460 м «трубы» - это требует проведения работ по укреплению грунта для обеспечения безопасности фундамента тоннеля.

«Сердце» проекта, подводный тоннель под Босфором длиной 1387 м уложен в траншею глубиной 60 м - самую глубоководную в мире на данный момент. «Труба» собрана из 11 бетонных секций различной длины весом до 19 тыс. т., произведенных в сооруженных специально для этого доках на Анатолийском берегу, за 40 км от места строительства.

Тоннель под Босфором: турецкий прорыв




















Частично погруженные секции были отбуксированы баржами и уложены в дноуглубительную прорезь, после чего траншея была засыпана. В тех местах, где толщина покрытия оказалась менее 4 м, был добавлен слой камней. Затем между секциями и пробуренными подходными тоннелями были установлены крепления сейсмической защиты. Тоннель также оборудован шлюзовыми воротами на случай возможных прорывов.

Последняя секция «трубы» была уложена в конце сентября 2008 г. И уже 13 октября прошла торжественная церемония завершения укладки тоннеля с участием премьер-министра Турции. Во время мероприятия официальная делегация впервые прошла по подземному каналу пешком.

К середине 2008 г. были завершены около 90% проектировочных и 85% археологических работ, сооружены 5 км тоннелей, проводилась выемка грунта под станции и переходы. Была также начата подготовка установки оборудования тяговых подстанций. Инженерно-строительные работы планируется завершить в 2011 г.

Как отмечают турецкие власти, новая железнодорожная ветка, прежде всего, призвана уменьшить транспортную загрузку стамбульских улиц, обслуживая более 1 млн. пасс. в день. Как ожидается, «Мармарай» позволит увеличить рыночную долю железнодорожного транспорта в городе с 3% до 27% - до уровня Парижа и Лондона.

В самом тоннеле будет всего два пути, однако на суше планируется обустроить три: два выделенных «канала» для пригородных перевозок, а также отдельная реверсивная колея для дальних и грузовых поездов. Обгонные пути намерены оборудовать в среднем через каждые 4,5 км (десять на азиатской стороне и два - на европейской). При этом линия будет иметь пересечение с веткой обычного и легкого метро, соединяющего ее с аэропортом.

Согласно проекту, к 2025 г. пассажиропоток на пригородных рейсах составит 75 тыс. пасс. в час в каждом направлении с 15-минутным пиком в 90 тыс. пасс. в час. Чтобы обеспечить такой поток, часть тоннеля будет зарезервирована для пригородных поездов во время утренних и вечерних часов-пик (6.00-9.00 и 16.00-19.00). Дневное время выделяется для междугородних перевозок, грузовые же поезда смогут курсировать только с полуночи до 5.00. Ожидается, что пригородные поезда будут покрывать 76,3 км «Мармарай» за 105 минут, при этом проезд по тоннелю займет всего 4 минуты.

Что касается подвижного состава, то в ноябре 2008 г. был оформлен заказ стоимостью ?580 млн. на 10-вагонные и 5-вагонные составы сочлененных поездов Hyundai Rotem. Всего будет закуплено 440 вагонов длиной 22 м. В их производстве примет участие Eurotem – совместное предприятие южнокорейцев с турецким вагоностроителем Tuvasas. Вагоны планируют поставить тремя партиями: первые 160 вагонов - в 2011 г., остальные - до июня 2014 г.

Технологические данные по проекту «Мармарай»

Общая длина, км - 76,3
Тоннель, км - 13,6
Подводная часть, м - 1387
Максимальная глубина, м - 60,46
Минимальный радиус кривой, м - 300
Руководящий уклон, % - 1,8
Количество станций на поверхности - 37
Подземные станции - 3
Пересечения - 4
Междугородние станции - 8
Длина платформы, м - 225
Средний интервал между станциями, км - 1,9
Проектируемая скорость, км-ч - 100
Минимальный интервал, с - 120
Пассажиропоток в каждом направлении, пасс. в час - 75000

Евгений Шевчук

Информационный портал "Транспортный Бизнес"



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

  • Турецкий «проект века» - на финишной прямой
  • Турция становится транзитной державой
  • Турция: третий мост через Босфор
  • Большой Новороссийский тоннель открылся для движения поездов
  • Львовская железная дорога получила от Кабинета министров 6,2 га земли для с ...


  • Комментарии (0)   Напечатать
     
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
     

     
     
     
    Подписка
    Рассылка 'Транзит - все о транспорте и перевозках'
     
    Информация


    Курсы НБУ на сегодня

    КОНВЕРТЕР ВАЛЮТ

    Курсы ЦБ РФ на сегодня



     
    Rambler's Top100